Ведущие принципы обучения при коммуникативно-ориентированном подходе к преподаванию английского языка.

Ведущие принципы обучения при коммуникативно-ориентированном подходе к преподаванию  английского языка.

Ткачева С.В.

Учитель английского языка ГОУ Лицей № 95

Выступление на городском семинаре  « Традиции и инновации в преподавании иностранных языков на современном этапе» в рамках курсов повышения квалификации учителей английского языка.

13 мая 2006 года.

 

Современный подход к обучению иностранным языкам  , и ,в частности , вопрос о ведущих принципах  обучения при коммуникативно-ориентированном  подходе, тесно связан  с  современными тенденциями в развитии  всей парадигмы  образования на всех этапах.

 

Современная парадигма образования предполагает философское переосмысление задач всей системы образования. Наиболее общие постулаты  этой парадигмы:

-от концепции «хорошее образование на всю жизнь» к «необходимости образования как процесса на протяжении всей жизни».

- от послушания к инициативности.

- от знаний к компетенциям.

 

Можно выделить пять базовых компетенций , которые в совокупности обеспечивают готовность выпускников различных учебных заведений к адаптации  и самореализации в условиях рынка труда современного информационного  общества.

  1. Социально-политическая компетенция, или готовность к решению проблем.
  2. Информационная компетенция.
  3. Коммуникативная компетенция.
  4. Социокультурная компетенция.
  5. Готовность к образованию на протяжении всей жизни.

Коммуникативная компетенция может по праву рассматриваться как стержневая, поскольку именно она лежит  в основе всех других  компетенций. Именно эту компетенцию  сегодня необходимо  последовательно формировать и развивать  . Развитие коммуникативных умений в устной и письменной речи должно рассматриваться не просто как цель, но и как средство успешности овладения любыми предметными знаниями и умениями.

 

«Знаниецентричная» модель образования давно перестала удовлетворять реальные потребности развития общества и личности.В области обучения иностранным языкам уже в 60-е годы акцент был сделан на развитие коммуникативных умений  в устной и письменной речи : на уровне как  рецепции , так и продукции.

 

Принимая все вышесказанное во внимание, рассмотрим  методические принципы обучения английскому языку, как исходные положения, призванные определять стратегию и тактику обучения  при формировании базовых компетенций.

 

  1. Принцип коммуникативной направленности.

Определяя коммуникативную компетенцию как стержневую, логично ведущим методическим принципом назвать принцип  коммуникативной направленности.В практическом применении это значит, что обучение должно строится таким образом, чтобы вовлекать учащихся в устную и письменную коммуникацию на английском языке на протяжении всего курса. Этот принцип определяет все составляющие учебно-воспитательного процесса.

Принцип коммуникативной направленности определяет содержание обучения, какие коммуникативные умения необходимо формировать , чтобы учащийся мог осуществлять общение  в устной и письменной речи.

Этот принцип определяет отбор и организацию учебного  материала: тематику, сферы общения, ситуации общения, возможные в заданных условиях..

Также этот принцип определяет  средства обучения, с помощью которых можно обеспечить владение коммуникативной функцией языка на основе звукового и печатного материала.

Принцип коммуникативной направленности ставит перед необходимостью соответствующей организации  самого учебного процесса, деятельности учащихся в нем, использование различных организационных форм для включения каждого в общение.

Реализация этого принципа требует соблюдения условий, благоприятствующих общению.

Опора на данный принцип должна иметь место при презентации языкового материала, чтобы учащиеся видели его коммуникативную функцию.

 

  1. Принцип активности.

Этому принципу принадлежит особая роль, поскольку овладение изучаемым языком возможно в том случае, если интенсифицирована учебная деятельность каждого учащегося, если каждый является активным участником учебного процесса, если он вовлечен  в речевую деятельность на протяжении всего курса обучения и она выполняется им с желанием и интересом, а для этого сама деятельность должна быть мотивирована во всех точках учебного процесса..

При реализации этого принципа  выделяют три типа активности учащихся:

- интеллектуальную,

-эмоциональную,

-речевую.

Только в совокупности они обеспечивают благоприятные условия для овладения языком.

Интеллектуальная активность достигается постановкой проблемных вопросов и  организацией самостоятельной (проектной) работы учащихся..

Эмоциональная активность возникает тогда, когда учащиеся получают удовольствие от выполняемой работы и ее результатов.

Речевая активность возникает при устном общении , письме и чтении. Активность  здесь достигается  при использовании парных, групповых и коллективных  форм работы на уроках.

При всем этом необходимо  снижать уровень  учительской активности на уроке в пользу активности учащихся. И создавать условия для инициативной активности учащихся взамен реактивной( когда активность учеников возникает только в ответ на задание учителя).

 

  1. Принцип индивидуально-личностного обучения.

 

Этот принцип играет особую роль.  Воспитание активной всесторонне развитой личности, овладение коммуникативной функцией английского языка непременно предполагает учет индивидуальных особенностей учащегося: его природные данные, его умения и навыки на данный момент обучения, его предпочтения и жизненные интересы. Это все возможно ,только если учитель хорошо знает своих учеников. Т.е реализация этого принципа требует от педагога  психологических знаний и умений, таких как  составление психологической характеристики класса, с  указанием  ребят с рациональными, эмоционально-эстетическими, интуитивными и деятельными способностями, и  умение использовать эти характеристики при работе с конкретной группой учащихся и с каждым из них в отдельности.

Важной составляющей этого принципа является соблюдение  доступности и посильности обучения. При всевозрастающем объеме  программных требований необходимо все-таки строить обучение на уровне возможностей школьников, чтобы они не испытывали непреодолимых трудностей. Трудности должны быть, ибо только преодоленная трудность доставляет учащемуся чувство удовлетворения от затраченного труда. И только при индивидуально-личностном подходе, знании способностей и возможностей каждого ученика можно  помочь ему преодолеть трудности, используя рациональные приемы  обучения.

 

  1. Принцип дифференцированного и интегрированного  обучения.

Это методический принцип  специфичен для обучения иностранным языкам в целом.

Суть его сводится к следующему. С одной стороны, для каждого вида речевой деятельности ( аудированию, говорению, чтению и письму)характерен свой «набор» действий и свое лексико-грамматическое оформление.. В обучении  каждому  названному виду речи решаются свои методические задачи и выполняются упражнения.. Но при обучению одному виду невозможно не затрагивать и другие. Психологические исследования подтверждают мысль о взаимодействии и взаимовлиянии видов речевой деятельности, и эти связи носят глубинный характер. Следовательно , все виды речевой деятельности следует рассматривать как взаимосвязанные части речевой практики и использовать это при формировании у учащихся коммуникативной компетенции..

Обычно в учебном процессе  делается акцент либо на дифференцированном, либо на интегрированном принципе обучения. Это касается главным образом начального этапа обучения.. Выбор в таком случае зависит от таких условий, как ситуация обучения, окружающая среда, контингент учащихся, материальная база , личность преподавателя и т.д.

 

  1. Принцип наглядности.

Этот принцип занимает особое место в современном  учебном процессе.  Наглядность в методике обучения  иностранному языку создает условия для чувственного восприятия , привносит вторую действительность в учебно-воспитательный процесс. Данный принцип является основным , если во главу  обучения поставить цель  использовать   знание языка на практике.

Без использования средств слуховой наглядности практически невозможно овладеть изучаемым языком. Умение в понимании речи на слух формируется  и развивается только путем слушания речи носителей языка( или аутентичных образцов). Слуховая наглядность может ( и должна) сопровождаться зрительными опорами ( текстами и иллюстрациями.)

Формирование умений монологических высказываний и диалогической речи в  искусственных условиях изучения языка немыслимо без широкого использования наглядности, позволяющей моделировать ситуации общения.

Формирование техники чтения также осуществляется с помощью наглядности- слуховой ( звукозапись) и зрительной( например, соотнесение  слушаемого с изображенным на картинке, или  письменным утверждением). Именно зрительная наглядность в виде иллюстраций в книге,  видеофильмов, фильмов и компьютерных программ привносит в класс действительность страны изучаемого языка и тем самым обогащает  представления учащихся о различных культурах.

Стремительно развивающиеся информационные технологии  в наше время помогают и стимулируют реализацию  данного принципа   на современном уроке английского ( и любого другого) языка.

 

 

 

 

 

 

6. Принцип воспитывающего обучения.

Этот принцип можно назвать всеобъемлющим, т.к. он затрагивает все пять базовых компетенций         . Если принцип коммуникативной компетенции  можно назвать главным с точки зрения практического владения языком, то принцип воспитывающего обучения  раскрывает само понятие воспитания в школе, каким оно должно быть , что развивать, какую личность воспитывать.Воспитательный  принцип обучения- кульминация образовательного процесса.,  реализация желаемого итога или набора компетенций, связанных с готовностью и способностью к действию и взаимодействию с учетом принятых в обществе законов и норм поведения, сформированных морально-ценностных установок личности.

Сами по себе знания сегодня уже не могут удовлетворять потребностям школьного и профессионального образования. Без реализации данного принципа  знания не имеют реальной ценности, которую  иногда, по инерции, им склонны приписывать.

Практическая реализация этого принципа  проявляется в  определении содержания обучения и в  развитии самодеятельности и самоорганизации  учащихся в учебном процессе. Учитель должен не учить, а помогать детям учиться.

 

Таковы ведущие принципы обучения английскому языку при коммуникативно-ориентированном подходе . Однако  , не вдаваясь в подробности, следует упомянуть  и  ряд  принципов, которые не следует забывать, при выполнении конкретных  учебных задач:

-  принцип сознательности  ( предполагающий отбор  содержательно ценного для обучения материала, обеспечивающего развитие познавательных способностей учащихся, их памяти, воображения, мышления и.т.д.), обеспечивающий  способность учащегося  к самоконтролю.

- принцип прочности  ( изучение языка связано с постоянным ростом знания единиц языка и речи, которые необходимо удерживать в памяти и «извлекать»  оттуда  сознательно и спонтанно в учебной или реальной речевой ситуации),

- принцип учета родного языка ( в лингвистическом плане- для прогнозирования трудностей, в психологическом и стратегическом планах- для учитывания речевого опыта

учащихся).

Ткачева-лицей95 ( Презентация к выступлению)