Изучение иностранных языков как необходимая составляющая экологического образования.

Английский язык как  необходимая составляющая экологического образования

Ткачева С.В. учитель английского языка ГОУ лицей № 95 Калининского района г.Санкт-Петербург.

 

Как известно, под экологически образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной среде и здоровью. В Лицее № 95  Калининского района  Санкт-Петербурга    на протяжении многих лет  проблемам экологического образования уделяется особое внимание, т.к.  в лицее   на углубленном уровне  преподаются   такие предметы как  биология и химия, лицей  осуществляет  множество  специальных программ и  акций  экологической направленности. При этом  изучение английского языка  в нашем лицее так же  является одним из приоритетных  направлений  в  экологическом образовании  учащихся. Прежде всего потому, что  хорошее владение  иностранным языком, главным образом английским,   позволяет  учащимся   необозримо  расширить  свои возможности в познании мира , в  осознании себя   частью  мирового сообщества , а значит  полнее  и с большей ответственностью  относится   к  проблемам  экологии  в  самом широком  смысле  слова.

Система преподавания  английского языка  в нашем лицее  состоит из  следующих  компонентов, включенных в общую концепцию экологического  образования  лицея :  уроки ,   школьные  экологические проекты,  международные  экологические проекты.

Уроки по  теме «Экология»  – одни из самых интересных. Содержательный компонент уроков  английского языка по страноведению   позволяет   расширять  кругозор учащихся  по вопросам  экологии   в других странах.

Все преподаватели  английского языка лицея , владея  современными   коммуникативными технологиями, предлагают учащимся различные  формы уроков:  урок –конференция, урок- исследование, урок-презентация, урок- деловая игра. Самой  эффективной формой   подведения итогов по теме  единодушно  считается выполнение  учебного проекта.  На презентации учебных проектов ( разумеется,  полностью на английском языке, начиная с 7 класса)  часто  приглашаются гости, что моделирует  ситуации  реального общения на языке  и формирует  чувство ответственности. Одним из главных критериев  положительного  отзыва об экологическом проекте на английском языке  всегда  является его практическая  направленность. Так , в 2009 учебном году   наш лицей  принимал   участников  Всесоюзной  Экологической конференции, в рамках которой  были показаны открытые уроки английского языка .На одном из уроков   ученицами  11  химико-биологического класса был представлен  проект по организации  сбора средств    на содержание приюта для бездомных животных. Во время  презентации  выяснилось, что  авторы  проекта  несколько лет являются волонтерами  одного из подобных приютов  и сами хотели бы воплотить данный проект в жизнь. И такие примеры не единичны.

В нашем лицее  на протяжении  нескольких лет  выходит   школьная газета «Лицейский экспресс». В 2007 году   специальный экологический  выпуск  нашей газеты  стал  победителем  международного конкурса   школьных экологических газет. Этот выпуск  силами учащихся был подготовлен на двух языках -русском и английском . И наиболее ценным  в этой победе стало то, что  международное жюри оценило  статьи на английском языке об экологических  проблемах  нашего района,  заметка о  бедственном состоянии  Муринского ручья   никого не оставила  равнодушным.

 

С 1995. Года наш лицей  тесно сотрудничает с  «Водоканалом». Участие в  многочисленных  совместных мероприятиях  требует  от ребят немало сил и… владения  английским языком.  На базе «Водоканала» часто  проводятся международные встречи , в которых участвуют и наши ученики, общаясь с гостями по-английски. В рамках   совместного российско-финского проекта  «Мы дети Балтики» в  2008 году наш лицей принимал   у себя  делегацию   школьников из Финляндии .  Гости из Хельсинки  посетили  уроки   и  приняли участие  в  конференции по  проблемам  экологической безопасности  Балтийского моря.  Весь день  «работали» экскурсоводами ученики  9-11 классов,  представляли  гостям  лицей, рассказывали   о нашем городе,  узнавали  о жизни финских  школ. Позже  стало известно, что  ребята продолжили  общение  уже в письмах. Роль иностранного языка в данной ситуации  переоценить невозможно.

Особенностью иностранного языка как учебного предмета является то,  что он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне.

И вопрос создания мотивов учебной деятельности школьников по праву считается одним из центральных. Качество обучения во многом зависит от того, насколько оно мотивировано в глазах учащихся.  Владение иностранным языком  для учащихся нашего лицея  – прежде всего  практически необходимая  цель, причем цель не отдаленная , а  самая насущная: тема экологии детям близка, учащиеся активно интересуются  проблемами, предлагают  свежие идеи, а владение учащимися английском языком   расширяет их  возможности.

Материалы VII Всероссийского научно-практического семинара «Экологическая культура и культура устойчивого развития как компоненты профессионализма педагога нового типа».

2010 г.